Экологический стандарт Евро-6 начал действовать с сентября 2015 года. Его нормы применяются ко всем новым легковым и грузовым транспортным средствам, а также к лёгким коммерческим автомобилям и автобусам.
Назначение стандарта Евро
Ни для кого не секрет, что транспортные средства на ископаемом жидком топливе загрязняют атмосферу твёрдыми частицами и опасными газами. Особенно это касается дизельных моторов грузового автотранспорта и пассажирских автобусов. Под нагрузкой такие силовые установки производят больше токсичных веществ, оседающих на территории зелёных зон, больших и малых городов.
Основными токсичными составляющими в выхлопе являются: оксиды азота (NOx), оксиды углерода (СО) и твёрдые частицы (PM). Поэтому были разработаны и приняты экологические стандарты, вынуждающие автопроизводителей создавать транспортные средства с минимальным количеством выбросов.
Основные нормы стандарта Евро
Ещё 20 лет назад самыми токсичными моторами были дизели. Так было из-за несовершенства дизельных двигателей, отсутствия систем очистки и неполноценности дизельного топлива. Чтобы ограничить влияние токсичных силовых установок на окружающую среду, Еврокомиссия решила создать европейское экологическое законодательство.
Первый стандарт Евро-1 вступил в действие в 1993 году. Согласно его нормам выхлопы были разделены на несколько классов исходя из вредности и наносимого окружающей среде урона. Нормы Евро-1 для легковых автомобилей, лёгкого и тяжёлого коммерческого транспорта представлены в следующей таблице:
Табл. 1 Экологический стандарт Евро-1 для дизельных двигателей
Тип транспорта | CO | NOx | PM |
---|---|---|---|
легковые автомобили | 2,72 г/км | 0,14 г/км | |
легкие коммерческие автомобили (≤1,305 кг) | 2,72 г/км | 0,14 г/км | |
легкие коммерческие автомобили (1305 — 1760 кг) | 5,17 г/км | 0,19 г/км | |
легкие коммерческие автомобили (1760 — 3500 кг) | 6,9 г/км | 0,25 г/км | |
грузовые автомобили и автобусы (<85 кВт) | 4,5 г/кВт*ч | 8 г/кВт*ч | 0,61 г/кВт*ч |
грузовые автомобили и автобусы (> 85 кВт) | 4,5 г/кВт*ч | 8 г/кВт*ч | 0,36 г/кВт*ч |
Развитие стандарта Евро
После введения экологический стандарт Евро пересматривался каждые 4 года. С каждым разом его нормы становились всё суровее и жёстче для автопроизводителей. Так новый стандарт Евро-3, введённый в 2000 году, обозначил предельные значения NOx для легковых автомобилей и лёгкого коммерческого транспорта на уровне 0,50 г/км. Кроме того, нормы по выбросам твёрдых частиц сократились на 20%, CO – на 50%.
До недавнего времени последней редакцией экологического стандарта являлись нормы Евро-5, которые были введены в сентябре 2009 года. Согласно данным нормам выбросы регламентировались следующими значениями:
Табл. 2 Экологический стандарт Евро-5 для дизельных двигателей
Тип транспорта | CO | NOx | PM |
---|---|---|---|
легковые автомобили | 0,5 г/км | 0,18 г/км | 0,005 г/км |
легкие коммерческие автомобили (≤1,305 кг) | 0,5 г/км | 0,18 г/км | 0,005 г/км |
легкие коммерческие автомобили (1305 — 1760 кг) | 0,63 г/км | 0,235 г/км | 0,005 г/км |
легкие коммерческие автомобили (1760 — 3500 кг) | 0,74 г/км | 0,28 г/км | 0,005 г/км |
грузовые автомобили и автобусы | 1,5 г/кВт*ч | 2 г/кВт*ч | 0,02 г/кВт*ч |
Экологический стандарт Евро-6
Нормы экологического стандарта Евро-6 сложно назвать революционными, поскольку они фактически стали улучшением стандарта Евро-5. Для дизельных двигателей изменения коснулись только оксидов азота (NOx), остальные уровни остались прежними:
Табл. 3 Экологический стандарт Евро-6 для дизельных двигателей
Тип транспорта | CO | NOx | PM |
---|---|---|---|
легковые автомобили | 0,5 г/км | 0,08 г/км | 0,005 г/км |
легкие коммерческие автомобили (≤1,305 кг) | 0,5 г/км | 0,08 г/км | 0,005 г/км |
легкие коммерческие автомобили (1305 — 1760 кг) | 0,63 г/км | 0,195 г/км | 0,005 г/км |
легкие коммерческие автомобили (1760 — 3500 кг) | 0,74 г/км | 0,125 г/км | 0,005 г/км |
грузовые автомобили и автобусы | 1,5 г/кВт*ч | 0,4 г/кВт*ч | 0,01 г/кВт*ч |
Необходимо отметить, что покупатели дизелей вряд ли почувствуют большую разницу в динамике и мощности автомобилей. Однако производителям придётся несколько увеличить цену на транспортные средства, соответствующие стандарту Евро-6. Это объясняется совершенствованием системы фильтрации отработанных газов. Тяжелее придётся транспортным компаниям в странах с суровыми экостандартами, поскольку им придётся менять парк авто с устаревшими системами очистки выхлопа.
Дизельные транспортные средства, совместимые со стандартом Евро-6, будут потреблять меньше топлива по сравнению с машинами предыдущего экостандарта. Бензиновые автомобили практически не изменятся, поскольку нормы Евро-6 остались прежними по сравнению с предыдущей версией экологических стандартов:
Табл. 4 Экологический стандарт Евро-6 для бензиновых двигателей
Тип транспорта | CO | NOx | PM |
---|---|---|---|
легковые автомобили | 1 г/км | 0,06 г/км | 0,005 г/км |
легкие коммерческие автомобили (≤1,305 кг) | 1 г/км | 0,06 г/км | 0,005 г/км |
легкие коммерческие автомобили (1305 — 1760 кг) | 1,81 г/км | 0,075 г/км | 0,005 г/км |
легкие коммерческие автомобили (1760 — 3500 кг) | 2,27 г/км | 0,082 г/км | 0,005 г/км |
Как достигается совместимость с нормами Евро-6
Чтобы сделать дизельный мотор более экологичным, в настоящее время используются следующие направления доработки (на практике обычно внедряется комбинация перечисленных технологий):
-
- Выборочное каталитическое восстановление (Selective Catalytic Reduction) – с помощью специальных присадок сокращает уровень оксида азота NOx.
- Рециркуляция отработанных газов (Exhaust Gas Recirculation) – сокращение выбросов оксида азота NOx. Возможно увеличение расхода топлива.
- Установка сажевого фильтра (Diesel Particulate Filter) – уменьшение уровня твёрдых частиц в выхлопе дизельного автомобиля. Увеличивается вес транспортного средства, усложняется его техническое обслуживание.