ремонт сколов лобового стекла автомобилей | ![]() |
![]() |
![]()
Сегодня трудно найти автомобиль, на лобовом стекле которого нет хотя бы небольшой отметины от удара камнем. Порой там красуются целые картины, будто нарисованные морозом, но они совсем не радуют тех, кто смотрит на них из-за руля. А деться некуда.
По международным правилам и просто по здравому смыслу от встречного потока нужно защищаться безопасным трехслойным стеклом типа триплекс. В случае удара оно не разлетается на осколки, опасные для людей, а лишь покрывается сеткой трещин. Происходит так потому, что в триплексе между двумя слоями стекла помещена прозрачная клейкая пленка, которая при разрушающем ударе удерживает на себе все части наружных слоев. Поэтому стекло даже со множеством трещин остается на месте и выполняет свои функции. Но в том-то и заключается наша беда, что клейкой пленки мало, ее не хватает для производства триплекса в нужных масштабах, а покупать за границей, как известно, становится все труднее. Поэтому рассчитывать Даже не на радужные, а на сколько-нибудь сносные перспективы с выпуском триплекса сегодня не приходится. Цены на триплексные стекла достигли невероятных высот и, видимо, будут продолжать расти. Однако и за огромные деньги достать такое стекло нелегко. Тем не менее жить и ездить как-то надо. Наиболее реальный путь из тупика — сделать шаг назад и начать выпуск монолитных закаленных стекол (этот материал называется «сталинит»). Такое стекло без повреждения выдерживает гораздо более сильный удар, чем простое оконное, а когда не выдерживает, то рассыпается на множество мелких кусочков вроде кубиков неправильной формы. Эти кубики гораздо менее опасны, чем колючие осколки незакаленного стекла. Впрочем, если на полном ходу такая осыпь полетит в салон, то хорошего в этом мало, к тому же разбитое стекло попросту перестает существовать, поэтому приходится прерывать поездку и как-то добираться до гаража. Однако со всеми этими недостатками надо мириться — ничего другого не остается. Рыночная конъюнктура, можно сказать, заставила целый ряд предприятий заняться выпуском сталинитовых ветровых стекол. Их продукция стала появляться в продаже, и положение начало понемногу выправляться. Однако у нас подолгу хорошо не бывает: цены на закаленные стекла, поначалу непривычно низкие, немедленно полезли вверх. Кое-где начали торговать сталинитовыми стеклами прямо из грузовых фургонов, при этом цена товара в полтора-два раза выше, чем в магазине. Продавцы охотно объясняют, что это особо прочный материал, который называется «бронелит». (Или «броне- лид»? Уточнить негде, поскольку специалисты подобных названий не слыхивали.) В подтверждение торговец демонстративно лупит по стеклу монтировкой. Нехитрая реклама действует, продажа идет бойко... Таково было положение дел на стекольном фронте, когда обозначился еще один выход из лабиринта — не глобальный, однако приносящий определенную пользу. Несколько лет назад на автомобильной выставке в Москве был любопытный экспонат из США: оборудование для ремонта стекол триплекс, точнее, для заделки сколов и трещин на внешних или внутренних слоях. Подивились тогда наши ответственные работники заморскому чуду, но, конечно, ничего не приобрели. Но вот Москва запестрела объявлениями: «Ремонтируем стекла. Впервые американская технология в Москве. Ваше стекло еще можно спасти». Мастерская оказалась небольшой — всего один бокс в гаражном кооперативе. Все американское оборудование умещается в сундучке размером с инструментальный ящик. В нем химические препараты, шприцы, комплект боров, ультрафиолетовые лампы и инжектор, при помощи которого клей загоняют в трещину. Что же касается технологии работы, то она не отличается какой-то особой сложностью. Прогрессирующий конец трещины в наружном слое триплексного стекла за- сверливают бором до пленки. После этого следует сушка при помощи лампы в 500 Вт; результат очевиден, поскольку с удалением влаги трещина теряет прозрачность. Далее к ремонтируемому месту прикрепляют инжектор и закачивают первый (основной) полимерный состав. Видно, как он заполняет трещину, которая вновь становится прозрачной. Тогда ее накрывают пластинами, в течение 15 минут обрабатывают ультрафиолетовыми лампами. Затем счищают остатки первого состава и сверху наносят второй, фиксирующий, выполняющий роль шпатлевки. После выравнивания поверхности следует пятиминутное воздействие ультрафиолета и окончательная шлифовка. Ремонт закончен, на него ушло примерно 40 минут. Результат просто удивляет: если трещина была незагрязненной, то теперь ее можно разглядеть разве что под микроскопом. Вкратце об условиях и стоимости работ. Максимальная длина трещины, которую еще можно восстановить, составляет: для отечественных стекол — 20 см, для иностранных — 30 см. Цена ремонта такой трещины — 250 рублей (по положению дел на декабрь прошлого года). Ремонт небольшого скола обходится примерно в 70 рублей. Фирма гарантирует бесплатное повторное обслуживание, если восстановленное стекло продолжает разрушаться, а также обещает тридцатипроцентную скидку (к чему мы совсем не привыкли), если клиент еще раз прибегнет к услугам мастерской. Теперь о самой фирме. Это малое предприятие в составе Центра американо-советского экономического сотрудничества. Оно имеет прямой договор с компанией «Эм-Эй-Би-Си» (США) на поставку оборудования и материалов для ремонта стекол. Кстати, для нашей страны «Эм-Эй- Би-Си предоставляет наиболее прочные полимерные составы и подбирает такую аппаратуру, которая может успешно работать в наших гаражах. Сейчас предприятие планирует открыть несколько мастерских в России, на Украине, в Прибалтике. Сейчас ремонт лобового стекла является экономически целесообразнее, чем замена стекла, к тому же сам процесс ремонта требует намного меньше времени. В процессе ремонта трещина заполняется полимером, который после облучения ультрафиолетом имеет коэффициент преломления практически одинаковый с автостеклом и поэтому трещина становится малозаметной и не распространяется дальше. Поэтому при повреждениях автостекла его необходимо отремонтировать в ближайшее время, чтобы избежать попадания грязи и чтобы повреждение не приобрело более серьезный характер или же не возникла необходимость замены стекла. |