Карбюратор время от времени нуждается в чистке, но отважатся на эту операцию далеко не все. И все же, некоторые тонкости карбюратора полезно знать каждому.
Что нужно знать при обслуживании карбюратора?
Для образования рабочей смеси, необходимой на тех или иных режимах, топливо и воздух строго дозируются, поступая в смесительные камеры карбюратора через специальные пробки с отверстиями — жиклеры. Пропускная способность (производительность) жиклеров зависит от диаметра и длины отверстия, шероховатости поверхности, наличия форсунок и перепада давления на входе и выходе. Надо ли объяснять, что неровности и риски на поверхности стенки отверстия снижают пропускную способность жиклера?
Правда, подсчитать «степень ухудшения» трудно. Иное дело, когда уменьшается площадь сечения отверстия: здесь зависимость совершенно четкая, хотя и нелинейная:
Диаметр жиклера, % |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
110 |
120 |
130 |
140 |
Пропускная способность, % |
35 |
47 |
61 |
79 |
100 |
125 |
148 |
175 |
203 |
Расшифруем один показатель таблицы. Предположим, мы увеличили площадь сечения жиклера всего на одну десятую (10%). При этом пропускная способность его выросла сразу на четверть (25%).На наш взгляд, важная информация для тех, кто любит поколдовать над жиклерами, прибавить мощности машине или добиться снижения расхода топлива.
Аналогичный (хотя и с противоположным знаком) процесс происходит при загрязнении жиклеров смолами, выпавшими из бензина, и различными посторонними частицами, не пойманными в сетке фильтров топливной системы.

Таким образом, заменив, к примеру, в карбюраторе «СОЛЕКС» (двигатель 2108, рабочий объем 1300 см3) главный топливный жиклер второй камеры с маркировкой «97.5» на жиклер с маркировкой «95», можно существенно обеднить смесь при открытии дроссельной заслонки второй камеры и ощутить нехватку мощности или провал при разгоне. Установка жиклеров большего диаметра приведет к передозировке топлива, излишнему обогащению смеси, перерасходу бензина.
Не следует забывать, что жиклеры, купленные отдельно могут не соответствовать нанесенной на них маркировке. Для проверки нужен специальный карбюраторный стенд для проливки жиклеров.